Вик Спаров

Некоторые размышления по поводу дэва-эволюции

Всё исходит из Единого и стремится к Единому.
— Платон

Общие положения

В сознании многих эзотериков и людей, изучающих оккультизм, сложилось представление о том, что эволюция дэв и эволюция человека идут, так сказать, параллельными путями. Это представление, разумеется, возникло не на голом месте, а под влиянием различных эзотерических источников и в первую очередь – книг известных теософов, таких как Чарльз Ледбитер, Джеффри Ходсон и Дора ван Гельдер Кунц.

Выражение «параллельные пути» обычно понимается в том смысле, что дэвы находятся на той же ступени развития, что и люди; просто эта ветвь единой жизни, минуя стадию человеческой эволюции, индивидуализируется за пределами человеческого царства, в результате чего дэвы не достигают того уровня развития, который характерен для человека в целом.

В этом небольшом очерке мы попробуем рассмотреть этот существенный вопрос, предложив вниманию читателя несколько иную модель дэва-эволюции, поскольку сама мысль о том, что мощная волна единой жизни течет через все жизненные формы и стадии эволюции, будь то человеческие или дэваические, позволяя накопить в общепланетарном масштабе максимально возможный опыт, представляется необычайно привлекательной.

Ключевые высказывания по этому вопросу мы находим прежде всего в таких основополагающих трудах, как «Тайная доктрина» (ТД) Е.П. Блаватской и «Трактат о космическом огне» (КО) Алисы Бейли, откуда мы позаимствовали нижеследующие цитаты, подкрепляющие нашу мысль*.

«…Он (стремящийся) должен помнить тот факт, что всякая жизнь любого уровня, от Бога до самого незначительного из меньших дэв, или строителей, должна в то или иное время пройти через человеческое семейство» (КО).

«Не забывайте того, что известно всем оккультистам: все формы существования на определенной стадии своего жизненного пути проходят через человеческое царство» (КО).

«Ни одно существо не может стать богом или дэвом, не пройдя через периоды человеческого развития» (ТД).

«Кроме того, с начала данного цикла все в природе стремится стать человеком. Все импульсы дуалистических, центростремительных и центробежных сил направлены к одно-единственной точке – человеку» (ТД).

«Цель лунных питри – стать людьми. Высшие их степени перейдут прямо в животную эволюцию следующего цикла и так в конечном итоге индивидуализируются» (КО).

«Целью дэв (которые ниже Солнечных питри по своему рангу) является индивидуализация; их цель в том, чтобы стать людьми в некотором будущем цикле» (КО).

«…Ибо эти лунные духи должны стать «людьми», чтобы их монады могли достичь более высокой ступени жизнедеятельности и самосознания…» (ТД).

____________
* Цитаты даются по следующим изданиям: Алиса А. Бейли. Трактат о космическом огне. Т. I, II. – М.: Навна-3; Е.П. Блаватская. Тайная доктрина. – М.: Эксмо, 2002.

Мы видим, таким образом, что параллельность, в общепринятом смысле этого слова, не находит подтверждения в основных источниках эзотерического знания. Однако Джуал Кхул тем не менее использует слово «параллельный» применительно к эволюции человека и дэв. Он пишет в частности, что чувственное тело человека состоит из малых инволюционных элементальных жизней, образующих материю тела, являющегося обителью эволюционирующего дэва, который в период земной инкарнации делает это тело единым и взаимосвязанным целым. В то же время, говорит он, если человеком управляют эти дэваические силы и он соотносит свое сознание с сознанием тела (а это в данный момент свойственно большинству людей), то его задача – освободиться от этих сил. И продолжает:

«Если правильно воспринимать эти пояснения, возникнет некоторое понимание того, что имеется в виду, когда говорится, что дэва-эволюция – это «параллельная» эволюция по отношению к человеческой. В трех мирах эти две линии эволюции идут параллельно друг другу и не должны сознательно соединяться. На планах Триады они известны как единство, порождающее Божественного Гермафродита» (КО).

Из приведенной цитаты видно, что Тибетец соотносит слово «параллельный» исключительно с типами сознания, а не с уровнем развития. Так как же нам подойти к решению этой проблемы, если мы хотим хотя бы в общих чертах выяснить вопрос о месте дэв в линии эволюции?

Здесь представляется уместным рассмотреть взаимосвязь между жизнью, сознанием и формой, ибо природные царства – это всего лишь разновидности форм, в которые входит жизнь, имеющая целью развить чувственное сознание.

Возможно, здесь придется как нельзя кстати аналогия из области электричества. Когда электрический ток бежит по проводнику, вокруг провода возникает магнитное поле. Если провод прямой, то поле слабое, но если провод намотать на катушку, сила магнитного поля возрастает пропорционально количеству витков.

Эту аналогию можно истолковать таким образом, что жизнь (электрический ток) инкарнирует в одну из форм эволюции (провод), чтобы развить сознание (магнитное поле), и чем сложнее эта форма (количество витков), тем выше уровень развития сознания (сила магнитного поля).

Жизненную силу часто обозначают такими достаточно размытыми понятиями, как «токи», «излучения» или «волны жизни», хотя в действительности ее образует группа монад, находящихся на различных стадиях развития. Эти группы называют созидающими иерархиями (не путать с земной Иерархией или Белым Братством), поскольку они создают абсолютно все сущее в нашей Солнечной системе, в том числе и составляющие ее различные материальные планы. Каждая такая иерархия представляет определенную ступень или уровень эволюции и инкарнирует в одно или несколько природных царств. В следующем эволюционном цикле она, соответственно, переходит на другую, более высокую ступень.

Цель каждой иерархии – усвоить все, что только возможно усвоить на данной ступени развития, то есть «расцветиться радугой всевозможных знаний», как поэтично выразился Патанджали. Нынешняя стадия эволюции характеризуется тем, что некоторые иерархические группы, как указывают эзотерические источники, уже усвоили весь объем знания, относящегося к нашему физическому плану, и теперь фокусируются на познании космического астрального плана. С начала сотворения существуют двенадцать созидающих иерархий, из которых пять ушли значительно вперед по пути эволюции, а остальные семь в той сфере развития, с которой имеет дело эзотерическое учение, ограничены семью материальными планами, или космическим физическим планом, как он обозначается в литературе.

Эти семь планов и их функции применительно к человеческому царству можно передать следующим образом:

  1. Огненные владыки – проводники высшей энергии в этой системе.
  2. Божественные строители – источник монадической жизни, но не сами монады.
  3. Триады: стимулируют высшее «Я» в человеке и преобразуют его в духовное существо.
  4. Представители этих трех иерархий – высокоразвитые духовные существа, которые завершили человеческую стадию развития в предшествующей Солнечной системе.

  5. Человеческие монады – ядро современного земного человечества. Они следуют по одному из семи космических путей эволюции, хотя большинство находится на пути к Сириусу, чтобы стать Солнечными ангелами в следующей Солнечной системе.
  6. Солнечные ангелы, или питри – великие строители, образующие каузальное тело (или тело души) человека и наполняющие его самосознанием. Они прошли человеческую стадию в прошлых спиральных циклах и в следующей Солнечной системе станут Планетарными Логосами.
  7. Лунные питри – малые строители, или духи природы, созидающие все формы в природе (включая тела человека) и составляющие их жизненную материю и сознание. В следующем цикле они станут людьми.
  8. Элементальные жизни – микроскопические существа, которые оживотворяют все материальные частицы на всех планах, образуя элементальную эссенцию. В следующей системе они станут плотным физическим и эфирным телом планеты.

Мы видим, таким образом, что именно 5-я, 6-я и 7-я иерархии образуют доступную нам земную планетарную сферу дэва-эволюции. Это значит, что каких-то иных природных царств ниже человеческого попросту не существует, а существуют одни лишь дэвы, которые, населяя природные формы, развивают физическое сознание; или, как говорится в «Трактате о космическом огне», «прекрасный алмаз, величественное дерево или рыба в воде – это в конце концов всего лишь дэвы».

На основе сказанного мы вполне можем составить себе представление о том, чем, например, является животное в сравнении с человеком. Человек – это сумма элементальной эссенции (материальных форм), трех типов дэва-эволюции (эфирной, астральной и ментальной) и самосознающей сущности, выражающей себя через Солнечного ангела. Если мы исключим из перечня самосознающую сущность, или Солнечного ангела, все, что останется, – это «синдром» дэваических сил и энергий, управляемых тремя типами дэва-эволюции, образующими и населяющими физическое, эмоциональное и ментальное тела. Собственно, это и есть то, что мы называем животным.

Отсюда напрашивается вывод, что эволюция дэв не параллельна эволюции человека, а, так сказать, проходит через нее. Существует лишь один поток жизни, и он течет через различные фазы жизненных форм с целью развития сознания. «Дэва» – это всего лишь состояние сознания, так же, впрочем, как и «человек».

Если уж говорить о параллельности этих двух линий эволюции, то они параллельны только за пределами человеческого царства, ибо здесь лишь деятельность определяет, будем ли мы воспринимать духовное существо как дэву (ангела) или как адепта. Если существо работает в первую очередь над развитием материальных или формообразующих энергий, то мы называем его ангелом или, возможно, архангелом, а если оно занято эволюцией сознания, то мы называем его адептом или учителем.

Дэва-эволюция: структура и функции

«Сотворение» любой системы, в том числе и нашей, начинается с того, что Великий Зодчий – Планетарный Логос – в процессе медитации или глубокого созерцания «визуализирует» архетипические модели форм – своего рода рабочие чертежи, которые должны быть проявлены и реализованы в ходе эволюции.

Эти архетипы или рабочие чертежи воспринимаются великими строителями – процесс, сравнимый с тем, когда мы закладываем компьютерные программы на жесткий диск. Теперь их задача – реализовать (за счет собственной субстанции) эти энергетические схемы во времени и пространстве. Они, таким образом, представляют собой творческие строительные силы, то есть исполнителей, которые создают формы и одновременно образуют вещество, из которого эти формы выстраиваются.

Это означает, что дэва-эволюция относится к третьему аспекту Логоса – аспекту Брахмы, или творческой интеллектуальной деятельности. Поэтому высшими исполнителями эволюционного плана являются могущественные раджа-дэвы – семь великих дэва-владык, которые проявляют (манифестируют) семь материальных планов из семи спиралей космо-физического постоянного атома – Солнечного диска. Таким образом, мы получаем следующую функциональную схему трех аспектов Логоса:

1-й аспект

2-й аспект

3-й аспект

Логоическая жизненная энергия

Логоическое психэ

Логоическая форма

проявляется через

проявляется через

проявляется через

7 духов перед престолом

7 владык лучей, или Планетарных Логосов

7 дэва-владык, или раджа-дэвов

     

1-й дух

1-й луч

Логоический план – Шива

2-й дух

2-й луч

Монадический план – Сурья

3-й дух

3-й луч

Атмический план – Брахма

4-й дух

4-й луч

Буддхический план – Индра

5-й дух

5-й луч

Ментальный план – Агни

6-й дух

6-й луч

Астральный план – Варуна

7-й дух

7-й луч

Физический план – Кшити

В целом дэвы заведуют всей жизнью на земле, исключая только человеческую. В теле планеты человечество образует центры (чакры), тогда как типы дэва-эволюции составляют всю остальную структуру. Нам, людям, это трудно понять, поскольку мы привыкли считать себя властелинами природы, хотя в действительности мы «живем» за счет дэваических форм жизни.

Приведенные соображения приводят нас к структуре дэваической иерархии на одном из планов. В принципе это может быть какой угодно план, но поскольку мы обычно сфокусированы на физическом сознании, то ниже приводится дэваическая иерархия для физического плана:

Кшити – дэва-владыка планеты

Находится на ступени развития, соответствующей чохану луча.

7 дэв-владык – один для каждого подплана

Составляют «совет» при Кшити.

3 группы:

Первая группа – на 1-м подплане

Великие строители,

удерживающие в сознании план эволюции

и проецирующие его «вниз» следующей группе.

Вторая группа – на 2-м, 3-м и 4-м подпланах

Малые строители,

воспринимающие импульсы от 1-й группы

и образующие все формы жизни, в том числе и тела человека.

Третья группа – на 5-м, 6-м и 7-м подпланах

Элементальные жизни,

поставляющие вещество и материал,

применяемый младшими строителями.

Заключение

Предложенная модель может рассматриваться как рабочая гипотеза, которой можно пользоваться и с которой можно работать, пока не появятся другие, более точные определения дэва-эволюции.

Но здесь возникает вопрос: как могло получиться, что столь выдающиеся ясновидцы, имена которых мы привели в начале очерка, не только не согласны с предложенной моделью, но и утверждают прямо противоположное: что дэвы принадлежат к потоку жизни, параллельному тому, которым следует человек, и более того – приводят диаграммы (как это делает Ч. Ледбитер), показывающие направление этого потока вне сферы человеческого царства?

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Возможно, что их точка зрения просто базируется на внешних наблюдениях, а возможно, что их чувственному восприятию были доступны в природе именно те дэвы, которые олицетворяют ступень развития, сходную с человеческой.

Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, необходимо учесть следующие три момента:

  1. Вполне может быть, что дэвы связаны с этой планетной системой не столь прочно, как люди, и их сферой деятельности является вся Солнечная система.
  2. Также возможно, что пятое посвящение далеко не всегда является той степенью, которой завершается цикл развития в человеческом царстве, как это имеет место на нынешнем временном отрезке, и эта степень варьируется от системы к системе, от планеты к планете и от цикла к циклу.
  3. Вероятно и то, что ритм эволюции дэв значительно медленнее того же ритма у человека, поскольку дэвы не встречают того сопротивления, что люди. Они всегда заняты чисто эволюционной работой, а потому не сталкиваются с теми же проблемами и трудностями.

На основе сказанного можно предположить, что здесь, на Земле, могут находиться представители ангельского царства, покинувшие стадию человеческого развития в других системах, на других планетах или в циклах на более раннем этапе, чем нынешний (пятое посвящение), так что наблюдателю-ясновидцу кажется, будто у них тот же уровень развития, что и у наиболее продвинутых людей.

Однако, какое бы из объяснений ни казалось нам правильным и логичным, было бы крайне неразумно придерживаться тех взглядов на дэва-эволюцию, которые противоречат учению, данному великими посвященными и изложенному в книгах Алисы Бейли и Е.П. Блаватской, особенно в «Трактате о космическом огне» и «Тайной доктрине», которые многими эзотериками воспринимаются как вершины эзотерической литературы. Именно поэтому мы и решили выдвинуть новую рабочую гипотезу, позволяющую, на наш взгляд, увязать и логично объяснить некоторые очевидные несоответствия.


К оглавлению статей
К оглавлению теософической библиотеки

Используются технологии uCoz