К. Зайцев

КОРНИ МАСОНСТВА В МИСТЕРИЯХ ЕГИПТА И ДРУГИХ СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

В данном докладе делается попытка в сжатой форме изложить сведения об истории масонства, собранные исследователями из Теософического Общества. Разумеется, место позволяет сообщить здесь лишь самое главное, пожертвовав многочисленными подробностями, а также информацией, касающейся развития боковых линий масонства и родственных ему мистерий. Надо также оговориться, что сам автор масоном не является, и потому ошибки здесь неизбежны.

Вопреки широко распространённым представлениям, масонство не является движением, ставящим какие-то политические цели — цели его исключительно духовны. Это так даже несмотря на то, что случаи вмешательства масонов в политику были. Ведь хотя достоверно известно, что, например, Церковь неоднократно вмешивалась в политику и дела многих государств, она тем не менее не может быть названа светской или политической организацией. Масонство — нечто гораздо большее, чем общественная организация, оказывающая братскую помощь своим членам. Это образ жизни, и назначение его — нести духовные блага всем: как масонам, так и немасонам. Не является масонство и религией — это, скорее, духовный путь, который в чём-то можно сопоставить с йогой. Он ведёт к подобной же цели, хотя и совсем иными средствами, более близкими западному человеку. Хотя в масонстве можно встретить 33 градуса (степени продвижения), основных и общепринятых всего три — ученик, подмастерье и мастер. Они символизируют разные этапы духовного совершенствования.

Хотя масонство внеконфессионально, в каждой ложе на алтаре находится открытая книга Священного Закона. В западных странах это обычно Библия, но это может быть и Коран, и писание любой другой религии, преобладающей в данной стране. От масона, правда, требуется признание существования Великого Архитектора Вселенной, и потому атеист, вероятно, масоном быть не может, но тем не менее, существуют ложи, в состав которых входят буддисты. Это можно объяснить тем, что буддизм не отрицает существования Брахмы (творца в индуизме); он лишь отказывается признать его первопричиной всего бытия.

Большинство светских исследователей и даже многие масоны относят начало масонства к 1717 г., когда была образована Великая Ложа Англии. Однако фактически это было лишь объединение четырёх лож, причём в то время существовали и другие, в частности, так называемые “Древние”, которые не приветствовали это оповещение профанов (то есть внешнего мира) о масонском ордене, видимо, считая это преждевременным или вообще ненужным. Это вызвало уничтожение или тщательное сокрытие многих документов, обнародования которых они опасались, что сделало изучение истории масонства весьма трудным. Однако с тех пор его цели и задачи не составляют тайны; в тайне сохраняются лишь ритуалы, а также слова и знаки, благодаря которым масоны по всему миру могут опознавать друг друга.

Утверждают, что до этого масоны хотя и существовали, но это были просто гильдии каменщиков, не имевшие особого мистического учения. Иными словами, существовало лишь оперативное (практическое) масонство, а спекулятивного (теоретического, или умозрительного) ещё не было. Однако, исходя из этого, было бы трудно объяснить быстрое возникновение в XVIII в. развитой системы ритуалов и мистического учения, истоки которых в общественной среде того времени практически не прослеживаются, хотя могут быть прослежены в истории некоторых древних народов. Поверхностное же заимствование их из чуждых культур маловероятно в силу малой развитости в то время египтологии и востоковедения, и ещё меньшего знакомства с их открытиями простых строительных рабочих, каковыми пытаются представить тогдашних вольных каменщиков.

Существуют и отдельные археологические свидетельства существования спекулятивного масонства, как минимум, в позднее средневековье. Например, на металлическом угольнике (у масонов он называется наугольником), найденном возле г. Лимерик, в Ирландии, была указана дата “1507” и имелась такая надпись:

I strive to live with love and care
Upon the level, by the square

(Стремлюсь жить с любовью и заботой; на уровне и по угольнику). Здесь традиционным масонским инструментам придаётся то же значение, что и в современном спекулятивном масонстве. Обычно считается, что наугольник представляет нравственность, уровень — равенство, а отвес — честность (прямоту) или справедливость. Также есть свидетельства о существовании паролей и знаков у масонов ещё в XVII в. Очевидно, что принадлежность к обычному профессиональному сообществу каменщиков легко было бы проверить по знанию профессиональных навыков, и в особых опознавательных знаках тут не было бы никакой необходимости (равно как и в сокрытии своей принадлежности к нему). Хотя, конечно, учение сохранялось главным образом людьми, которые по своей профессии действительно являлись каменщиками.

Наиболее ранние следы традиции, сходной с современным масонством, можно обнаружить в культуре Древнего Египта. Во-первых, сам масонский храм в плане своём сходен с египетскими и прочими дохристианскими храмами, отличаясь от христианских храмов, и это притом, что в средневековой Европе именно вольные каменщики занимались строительством христианских храмов и потому были лучше, чем кто-либо, знакомы с их устройством, будучи, по сути, хранителями искусства постройки этих храмов на протяжении многих веков. Боги на древнеегипетских изображениях часто стоят в позах, которые теперь находят применение в масонском ритуализме, но больше не используются нигде. На рис. 1 изображены Анубис (проводник в царство мёртвых) и фараон, а на рис. 2 — богиня Хатхор. Согласно одному из толкований, в знаках, соответствующих разным степеням масонства, рука находится возле того из центров, овладению энергиями которого данный градус соответствует. Подобные же знаки были обнаружены на печатях (рис. 3) и статуэтках (рис. 4) минойской цивилизации, найденных на острове Крит. Также там были найдены изображения ритуальных предметов, схожих с масонскими, а иногда обнаруживались даже сами эти предметы. Кроме того, и на египетских, и на критских изображениях персонажи часто облачены в фартуки. Отдельные элементы масонского символизма можно найти и восточнее — одна древнеперсидская надпись гласит: “Обтеши себя по угольнику, чтобы быть полезным — камень, годный для стены, не останется на дороге”. (Согласно масонской метафоре, индивидуальные жизни именуются “камнями”, поскольку камень есть символ прочности и постоянства; к тому же камень может быть как грубым и бесформенным, так и обтесанным, отполированным и по форме своей совершенным — в зависимости от того, сколько труда было вложено в его обработку. Впервые вступающий в ложу человек отождествляется с необработанным камнем, и масон должен придать своему камню совершенную форму, пусть его камень и отличается от всех других камней, используемых в строительстве храма мироздания. Каждому предстоит запечатлеть в размере и форме своего камня собственную ноту добродетели, и он может быть уверен, что когда-нибудь и его камень потребуется Мастерам Строителям для завершения здания).

Рис. 1     Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

В Египте то, что сейчас известно как масонский устав ритуалов, было лишь частью сложной религии этой страны. Его место можно сравнить с местом ритуалов в христианской церкви. Как и многие современные христиане, древние египтяне верили, что совершение ритуала оказывает непосредственное духовное воздействие, а не является лишь данью традиции. В плане ложи и совершаемых там действиях символически был представлен способ, которым строил Великий Архитектор Вселенной. (Египтян часто обвиняли в язычестве, но они не в большей степени виновны в этом, чем индуисты. Все знали Единого Бога, Амона-Ра, “Одного без другого”, видимым центром проявления которого было Солнце, но поклонялись ему в различных аспектах и через разные каналы). Книги играли тогда не такую большую роль, как сейчас, и считалось, что фиксация знания в последовательности действий, наводящих на нужные мысли, сильнее взывает к уму человека и лучше закрепляет это знание в памяти, чем простое чтение. Одна важная особенность, сохранившаяся и до наших дней, состояла в существовании одной Великой Ложи и многих символических лож. Первоначально Великую Ложу возглавлял сам фараон. Туда отбирались из обычных лож лишь те люди, которые могли полностью забыть о себе в великой работе, так как для неё требовалась полная гармония между братьями. Вероятно, отголоском этого является то существующее поныне правило, что братья не должны надевать свои запоны (фартуки), пока не урегулируют свои разногласия. Отличие от современных лож было в том, что Великая Ложа (как, вероятно, и символические ложи) была представлена как бы в трёх ипостасях, соответствующих трём проявлениям божества. Современное масонство является продолжением лишь одной из этих трёх линий. Другое отличие состояло в том, что в работе активно участвовали не только офицеры (должностные лица) ложи, но и остальные присутствующие, находившиеся, как это называется, “на колоннах”. Никто не беспокоил Брата Секретаря письмами с извинениями — братья считали своё членство благословением и самой великой честью в своей жизни и всегда являлись в ложу в должное время, если не были так больны, что не могли передвигаться. Третье важное отличие было в том, что в ложу принимались и женщины. Об этом свидетельствуют и некоторые изображения.

Египетское учение мистерий тщательно охранялось, и лишь с огромными трудностями и при особых обстоятельствах кто-либо не из египтян мог быть к ним допущен. Однако оно давалось некоторым выдающимся иностранцам, и так его получил Моисей, о котором в Библии сказано, что он “научился всей мудрости египтян”. Он передал своё знание линии иудейского священства, и таким образом, в более или менее частичной форме оно сохранилось до времён Соломона. Свой храм Соломон построил по масонскому плану и сделал его центром масонского символизма и работы. К тому времени многое из традиции уже было утеряно, и хотя внешний церемониал и даже традиционное убранство были сохранены очень точно, ключ к их значению больше не был известен. Именно тогда внимание участников мистерий было переориентировано с египетского Дома Света (так называлась великая пирамида) на Храм Соломона, и весь текст ритуала принял чисто иудейскую форму, хотя первоначальный смысл частично был сохранён. История символической смерти и воскресении Осириса была заменена известной историей о Хираме Абифе. Весьма вероятно, что иудейские представления о том, что Храм может быть только один, а многочисленные синагоги — вовсе не храмы, восходят ещё к идее об одной Великой Ложе и многих символических.

Если обратиться к проникновению масонства в Европу, то нельзя говорить об одной линии передачи, хотя иудейская линия, была, вероятно, одной из ведущих. Почти у каждого народа существовали похожие мистерии, и сходные с масонскими ритуалы можно найти даже в Индии, но на Европу, вероятно, повлияли мистерии Халдеи и островов Средиземного моря. Прошли они и через пифагорейскую школу. В документе, именуемом “манускриптом Лейлэнда-Локка”, который относят к XV в., говорится, что масонство в Англию принёс некий Питер Говер.

“Питер Говер, грек, путешествовал за мастерством в Египет и Сирию, и в другие страны, где венецианцы насадили масонство, и был допущен во все масонские ложи, научился многому, вернулся и работал в Великой Греции... Там, в Гротоне, он основал Великую Ложу и посвятил много масонов, некоторые из которых отправились во Францию, посвятив многих масонов там, и со временем это искусство пришло и в Англию”.

Если допустить искажения, произошедшие, очевидно, при устной передаче, то всё в этом тексте становится ясным. Питер Говер — это искажённое (возможно, французское) произношение имени Пифагор (Pythagoras), а венецианцы — финикийцы (venetians — phoenicians). Место в Великой Греции (т.е. греческих колониях на территории современной Италии), где находилась школа Пифагора, называлось Кротона. Такие искажения — не редкость для средневековой Европы, и они происходили из-за низкой грамотности людей и устной передачи знаний. Например, в Англии существовали кабачки и гостиницы под названием “Козёл и компас” или “Козёл и циркуль” (Goat and Compasses), которое происходило от искажённого девиза “Бог нас охватывает” (God encompasses us).

Весьма значительную роль в распространении масонства сыграл римский царь Нума Помпилий, живший в VII в. до н.э. Плутарх упоминает о его прекрасных личных качествах и о том, что стоило большого труда уговорить его стать правителем Рима. Интересно, что русский писатель-масон Михаил Херасков вывел его в качестве идеального правителя в романе “Нума Помпилий, или процветающий Рим”. Нума был основателем не только римских мистерий, но и торговых гильдий и коллегий мастеровых, а между ними — и коллегии архитекторов. Он отправил посланников в Египет, Грецию, Халдею, Палестину и другие страны, чтобы изучить все существующие системы мистерий и принять в Риме ту, которая бы лучше всего подходила для совершенствования римлян. Ему удалось свести многие традиции в одно связное целое. Принятая им система, вакхические мистерии, больше всего напоминала египетскую, хотя использовала культы местных богов. Этот культ Бахуса не имел ничего общего с пьяными оргиями, с которыми обычно ассоциируется слово “вакханалия” и этот бог. Миф о Бахусе был весьма близок к египетскому мифу об Осирисе. Бахус, когда он играл со своими игрушками, был схвачен титанами и разорван на куски, которые позже были собраны и снова сложены вместе. Эта аллегория представляет нисхождение Единого во многое и воссоединение многого в Единое через страдания и жертву. Игрушки, с которыми он играл — это геометрические фигуры, совершенные тела Платона, на которых, как считается, держится всё мироздание.

В некоторых школах мистерий говорили, что в них не могут быть допущены те, кто не знают математики, и “математиками” называлась одна из ступеней обучения, хотя под математикой тогда понималась и геометрия, и многое другое, в частности касающееся тайного смысла вышеупомянутых фигур. Вероятно, именно поэтому с мистериями стали тесно связаны члены коллегии архитекторов, профессия которых требовала хорошего знания геометрии. Ведь масонский храм, подобно великой пирамиде, первоначально содержал в себе множество сложных геометрических пропорций. При раскопках Помпеи было обнаружено здание коллегии, напоминавшее по устройству масонский храм. В нём были найдены мозаичные изображения масонских символов, а при входе имелись две колонны.

Это сыграло большую роль в распространении масонства, поскольку римские легионы в их завоевательных походах сопровождали архитекторы, которые требовались для постройки крепостей. Всюду, где закреплялись римляне, появлялись ложи, и со временем в них принимались и представители местного населения. Таким образом масонство проникло в северную Европу, и, в частности, в Англию.

В конце существования Римской Империи масонство претерпело заметную перемену, во многом приняв форму, уже близкую к современной. В IV в. в Риме были упразднены все прежние законы, дававшие защиту языческим храмам и жрецам, что давало фанатикам карт-бланш на их уничтожение, а в начале V века преследования иноверцев христианами столь ужесточились, что язычники подвергались ссылке с конфискацией имущества, а иногда и смертной казни, если были застигнуты за приношением жертв. Император Феодосий I, который был инициатором этого, кстати, запретил и Олимпийские игры, а также издал закон против математиков. В таких условиях продолжение проведения вакхических мистерий было уже невозможно. Тут и пригодились наработки еврейских братьев, использовавших библейский символизм. Мифы о Бахусе и Осирисе были окончательно заменены легендой о Хираме Абифе и храме Соломона.

Вторым важным шагом, последовавшим за этим, было сокрытие этих мистерий путём намеренного смешивания их с ремеслом каменщиков, что облегчалось тем, что подходящий символизм и так уже в них использовался. Профессиональные гильдии, или цеха, по сути были единственными независимыми общественным объединениями, разрешёнными в средние века, к тому же им позволялось иметь свои секреты, которые они не были обязаны никому открывать. Было вполне естественно, что свои секреты были и у каменщиков, и не допущенные в их братство, конечно же, полагали, что все эти тайны касаются лишь состава строительного раствора и других подобных вещей. (В средневековый период секретность, всегда присущая подобным мистериям, только усилилась, поскольку раскрытие тайн одним из братьев могло стоить жизни многим из них.) Второе преимущество было в том, что они были именно вольными каменщиками — то есть не подчинялись какому-то феодальному господину, а были независимыми артелями, строившими церкви в самых разных местах. Неподалёку от места строительства ими возводилось временное здание, где жили они сами. Оно-то и называлось ложей, от чего и прозошло современное название. В братство вольных каменщиков иногда принимались люди, по профессии строителями не являвшиеся, но вступавшие туда ради этих самых мистерий. Они назывались принятыми, и потому масоны называются вольными и принятыми каменщиками. Обратное разделение масонства на оперативное и спекулятивное произошло, по всей видимости, лишь в конце XVII — начале XVIII в. Именно сохранением древних знаний вольными каменщиками можно объяснить то, что несмотря на общий упадок наук и искусств в средние века продолжали создаваться шедевры архитектуры, сложные в техническом отношении — сначала в романском, а затем и в готическом стиле. Возникновение этих стилей одновременно во многих частях Европы иногда представлялось загадочным исследователям архитектуры, не учитывавшим существования масонского братства. На многих церквях не только в западной, но и в восточной Европе можно встретить масонские знаки.

Упомянутая тут линия передачи была не единственной. В современное масонство внесли свой вклад мистерии Митры, учения ордена розенкрейцеров, а также мистерии кельтского христианства, существовавшего ещё до распространения на север влияния католической церкви, и вероятно, родственного христианству восточному. Существовала также линия передачи, принесённая из крестовых походов рыцарями-тамплиерами. Таким образом, символизм разных масонских градусов может восходить к разным линиям, и потому нельзя делать окончательное заключение о происхождении масонства на основании особенностей лишь какого-то одного.

Многие из перечисленных факторов послужили возникновению ещё одной особенности масонства, а именно недопущению туда женщин. Главными причинами были, по-видимому, те, что некоторые линии передачи прошли через военизированные ордена, а другие пришли с Ближнего Востока, где положение женщины было бесправным. Самая же очевидная причина — та, что профессия каменщика в те времена была сугубо мужской. В XIX веке была сделана попытка принимать и женщин, но это привело лишь к появлению самостоятельного движения, именуемого совместным масонством и не признаваемого регулярными ложами. (Регулярными сейчас считаются ложи, должным образом учрежденные какой-либо из регулярных великих юрисдикций мира, члены которых признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, не принимают женщин, проводят торжественные ритуальные работы при открытой книге Священного Закона, признают существование только одной великой ложи на территории страны или штата).

Описание дальнейшей истории масонства не входит в задачи этого очерка, так как она уже подробно исследована многими авторами. В последние годы происходит возрождение масонства в России. В 1995 г. образована Великая Ложа России, признанная другими регулярными ложами. В Москве работают несколько лож, есть они и в некоторых других городах.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

C.W. Leadbeater, “Glimpses of Masonic History”.
C.W. Leadbeater, “Hidden life in the Freemasonry”.
F. Bailey, “The Spirit of Masonry” (Ф. Бэйли, "Дух масонства").
W. Wilmshurst, “Masonic Initiation”. (У. Уилмсхерст, "Масонское посвящение")
M. Dale Palmer, “True esoteric traditions: a search for the source of Western cultural values”.
E. Krishnamacharya, “Book of Rituals” (Э. Кришнамачарья, "Трактат о ритуалах").


К оглавлению статей
К общему оглавлению теософической библиотеки

Используются технологии uCoz