Джидду Кришнамурти

ЕДИНЫЙ С ЦЕЛЬЮ

Если вам хотелось бы видеть жизнь ясной картиной, то вы должны, различая и выбирая из ваших многих опытов, собирать знание, которое поможет вам в достижении вашей цели. Жизнь нельзя отделить от мысли, чувства и действия, и когда вы понимаете жизнь, как целое, используя весь опыт как лестницу, по которой взбираетесь, тогда достигаете.

Моя цель — сделать для вас ясными ваши собственные желания, чтобы укрепить ваш собственный уникальный рост в направлении совершенства. Но если вы просто повинуетесь мне или используете меня как авторитет, камень, на который можно встать, идя к цели, вы потерпите неудачу, поскольку то, что убеждает вас, не будет вашим собственным желанием. Когда же вы укрепляете понимание своего собственного желания и используете весь опыт в этом направлении, никто не сможет уничтожить или отобрать то, чего вы добились.

Как из огня исходит искра, которая в свою очередь может разжечь большое пламя, рвущееся в небеса, так и в каждом человеке может зародиться искра желания, и я мог бы укрепить это желание в вас, чтобы вы могли зажечь для себя огонь, необходимый для осуществления жизни.

Следование другому, кем бы он ни был, представляется мне самим отрицанием того, что я считаю истинным. Поклонение противоположно всем моим идеям — особенно поклонение индивидуумам — и если вы считаете меня авторитетом, то когда эта моя форма уйдёт, вы снова окажетесь привязанными к тому же колесу ограничения. Я не хочу последователей, не хочу учеников, не хочу восхвалений или поклонения любого рода. Я ничего ни от кого не хочу.

То время, когда покидали мир и уходили в уединённое место, в монастырь — прошло. Пришло время для открытой жизни и ясного понимания и я хотел бы сказать о том понимании, которое я нашёл. Я хотел бы показать вам, как я нашёл своего Возлюбленного, и каким образом этот Возлюбленный и я являются одним, так что не может быть разделения сейчас или в любое другое время.


Стены предрассудков

Я долгое время бунтовал против всех вещей — против авторитета других, против их инструкций, против их знания; я не принял бы ничего как истину, пока бы не нашёл истину сам. Я никогда не противостоял идеям других, но я не мог принять их авторитет, их теорию жизни. Пока я не был в этом состоянии бунта, пока я не стал неудовлетворён всем, каждой верой, каждой догмой или верованием, я не мог найти истину. Пока я не мог разрушить эти вещи постоянной борьбой за понимание, что лежит за ними, я не мог найти истину, которую увидел.

Естественно, я не думал обо всех этих вещах, пока был молод — они выросли во мне несознательно. Но теперь я могу разместить все события своей жизни в надлежащем им порядке и увидеть, каким образом я добился достижения своей цели и стал этой целью.

Долгое время я искал эту цель, и во время моего поиска я наблюдал людей, пойманных своими желаниями подобно мухам, пойманным в паутину. С тех самых пор, как я стал способен думать, я наблюдал людей, поглощённых своими собственными мыслями, удушенных пустотой жизни. Куда бы я ни шёл, я видел людей, которые верили, что их счастье состоит в множестве владений. Я видел людей, обладавших всеми удобствами этого мира, но их жизни тем не менее были в смущении, потому что они были порабощены этими вещами. Я видел людей, любивших очень сильно и тем не менее связанных этой любовью, потому что не могли найти способы дарить любовь и быть при этом свободными. Я видел людей, которые были мудры в знании, но они были связаны самим своим знанием. Я видел людей, которые были погружены в религию и всё же связанными своими традициями и своим страхом перед неизвестным. Я видел как мудрые удаляются от мира в собственное уединение и невежественные захвачены своими собственными трудами.

Наблюдая таким образом людей, я видел, что они строят для себя стены предрассудка, стены веры, стены доверчивой мысли, стены великого страха, против которого они борются, пытаясь убежать от этих самых стен, которые они сами и построили. Наблюдая за всеми этими людьми, я увидел, как бесполезна их борьба, если они не свободны от самих богов, которым они служат, и от интерпретаторов, которых их ведут. Каждый руководитель, каждый интерпретатор истины транслирует её согласно собственному ограниченному видению. Если вы в своём понимании зависите от интерпретатора, вы научитесь истине только в согласии с его ограничениями. Но если вы сами установите цели, если вы укрепите своё собственное желание истины и проверите его остроту наблюдением, приветствуя печаль и опыт, тогда вам не понадобятся посредники, и ничего не должно будет находится между вами и вашей целью, между вами и истиной.

Я бы хотел быть способным уверить вас в истине, поскольку истина больше, чем всякая книга любой религии, больше любого верования, которое вам дорого. Но поскольку вы не понимаете, истина представляется вам чем-то пугающим, врагом, которого нужно покорить, и по причине этого страха вы ищете посредника. Но если у вас чистое сердце и ум, полный понимания, вам не понадобятся гуру, посредники, которые неизбежно должны обусловить, ограничить истину.

Со своей юности я всегда наблюдал эти вещи и никогда не позволял себе быть захваченным в одно из этих смущений. Поскольку я установил себе цель, поскольку я всегда считал себя лодкой в потоке, не имеющей связи со страной, в которой смущение, я достиг, и теперь мне хотелось бы разделить свой опыт с другими. Я хотел бы помочь тем, кто смущается сделать свои умы и сердца простыми в своём желании достижения.


Латентный вулкан

Всегда, с тех пор, как я был мальчиком, я как большинство молодых людей, находился в состоянии бунта. Ничто не удовлетворяло меня. Я слушал, я наблюдал, я хотел чего-то, что находится на простыми фразами, за маей слов. Я хотел открывать и устанавливать для себя свою цель. Я не хотел полагаться на кого-нибудь. Я не помню времени, когда в своём детстве делал что-нибудь шаблонно, но я могу взглянуть назад и увидеть, что ничто не удволетворяло меня.

Когда я отправился в Европу, я впервые жил среди людей, которые были обеспечены и хорошо образованы, которые занимали положение общественных авторитетов, но каковы бы ни были их достоинства и различия, они не могли удовлетворить меня. Я бунтовал также против теософов со всех их жаргоном, их теориями, их встречами и их объяснениями жизни. Когда я приходил на встречу, лекторы повторяли те же идеи, которые не могли удовлетворить меня или сделать счастливым. Я всё меньше и меньше ходил на них и всё меньше и меньше виделся с людьми, которые просто повторяли идеи теософии. Я ставил всё под вопрос, потому что хотел выяснить сам.

Я гулял по улицам, наблюдая лица людей, которые возможно наблюдали меня даже с б'ольшим интересом. Я ходил в театры; я видел, как люди забавлялись, пытаясь забыть свои несчастья, думая, что они решают свои проблемы, приводя свои сердца и умы в состояние искусственного возбуждения.

Я видел людей, обладающих политическим, общественным или религиозным влиянием — и всё же в их жизнях не было той самой существенной вещи — счастья.

Я посещал митинги рабочих и коммунистов и слушал, что же хотели сказать их лидеры. Обычно они протестовали против чего-нибудь. Мне было интересно, но они не дали мне удовлетворения.

Наблюдением того и иного рода я собирал как бы чужой опыт. Внутри каждого был латентный вулкан несчастья и неудовлетворённости. Я переходил о одного удовольствия к другому, от одного развлечения к другому в поисках счастья и не находил его. Я наблюдал за развлечениями молодых людей, их танцами, их платьями, их выходками, и видел, что они вовсе не счастливы тем счастьем, которое я искал. Я наблюдал людей, имевших в жизни очень мало, которые хотели уничтожить те вещи, что построены другими. Они думали, что что решат жизненные проблемы, разрушив и построив иначе, и всё же они были несчастны.

Я видел людей, которые хотели служить, отправившись в те кварталы, где жили бедные и униженные. Они желали помочь, но были сами беспомощны. Как вы можете вылечить другого от болезни, если сами — её жертва?

Я видел людей, удовлетворённых застоем, который непродуктивен, несозидателен — типа буржуа, которые никогда не пытаются подняться над поверхностью или падают ниже неё, взвешиваясь таким образом.

Я читал книги по философии, религии, биографии великих людей и всё же они не могли дать мне то, что я хотел. Я хотел быть таким уверенным, таким положительным в своём отношении к жизни, чтобы ничто не могло обеспокоить меня.

Тогда я отправился в Индию и увидел, что там люди обманывают себя точно так же, придерживаясь всё тех же старых традиций и жестоко относясь к женщинам. В то же время они называли себя очень религиозными и мазали свои лица пеплом. У них в Индии могут быть самые священные книги в мире, у них могут быть величайшие философии, они могли построить самые удивительные храмы в прошлом, но ничто из этого не могло дать мне того, что я хотел. Ни в Европе, ни в Индии не мог я найти счастья.

Тем не менее я всегда путешествовал в поиске того счастья, которое — я знал — должно существовать. Это была не просто интеллектуальная или эмоциональная убеждённость. Это было подобно скрытому совершенству, которое нельзя описать, но в существовании которого вы уверены. Вы не можете спросить бутон, как он открывается, каким образом он распространяет свой запах, и в какое время утра он раскроется навстречу солнцу. Но если вы наблюдаете внимательно и проницательно, вы откроете для себя скрытую красоту совершенства.


Медитация сердца — это понимание

Всё ещё не имея определённой цели, от которой приходит радость жизни, я отправился в Калифорнию. Обстоятельства направили меня туда, поскольку мой брат был болен. Там среди холмов мы жили в маленьком домике в полном уединении, делая всё сами. Если вы хотите открыть истину, вы должны на время удалиться от мира. В этом уединённом месте мы с братом много разговаривали. Мы медитировали, пытаясь понять, поскольку медитация сердца и есть понимание.

Там я был естественно введён внутрь себя и узнал, что пока у меня не было определённой цели или намерения в жизни, я уподоблялся остальному человечеству, которое носит подобно судну по штормовому морю. С этой мыслью, отбросив всё меньшее, я установил для себя свою цель. Я захотел войти в вечное счастье, стать самой этой целью. Я хотел пить из источника жизни. Я хотел объединить начало и конец. Я установил эту цель, как своего Возлюбленного и этот Возлюбленный есть Жизнь, жизнь всех вещей. Я хотел разрушить разделение, существующее между человеком и его целью. Я сказал себе, что покуда есть пустота разделения между мною и моей целью, есть и привязанность к страданию, беспокойству и сомнению. Будет авторитет, которому я должен буду подчиняться, которому я должен буду уступать. Пока есть разделение между вами и мной, есть и несчастье для нас обоих. Так что я решил разрушить все барьеры, которые ранее воздвиг. Я начал отрекаться, отвергать, отбрасывать собранное мной и мало-помалу я приближался к своей цели.

Когда мой брат умер, это принесло мне великое переживание — не печаль, печаль моментна и уходит, но радость опыта остаётся. Если вы понимаете жизнь правильно, тогда смерть становится опытом, из которого вы можете построить свой дом совершенства, дом восторга. Когда мой брат умер, пропасть разделения всё ещё существовала во мне; я видел его раз или два после смерти, но это не удовлетворило меня. Можете ли вы быть удовлетворены в одиночку? Вы можете изобретать фразы, обладать огромным книжным знанием, но пока в вас разделение и одиночество, есть и печаль. Поскольку я желал утвердить внутри себя жизнь, поскольку я желал стать единым с целью, я боролся. Жизнь — это процесс борьбы, постоянного собирания пыли опыта.

Если вы заблудились тёмной ночью и видите удалённый свет, вы направляете к нему свои кровоточащие стопы через болота, ловушки, трудности, потому что вы знаете, что свет означает человеческое жильё. Так и я боролся и шёл в направлении этого света, моей цели, являющейся целью всего человечества, потому что он сам — человечество.

Все западни, все вещи, что связывают и ранят, преходящи и уходят. Я страдал, но я решил освободиться от всего, что связывало меня, до самого конца, я стал единым с Возлюбленным, я вступил в море освобождения и установил освобождение в себе самом.


Полюбите себя

Простой союз с Возлюбленным, прямой путь достижения, который и есть вечный путь, даёт жизни экстаз. Если вы ищете истину в царствах майи, царстве интеллекта или простой эмоциональности, или в одном лишь физическом чувственном мире, вы никогда её не найдёте. Но уже когда вы найдёте её, то осознаете, что она содержится во всех их. Вы не можете отделить жизнь от любого выражения жизни, и всё же вы должны уметь различать между жизнью и её выражениями.

Поскольку поначалу я пытался отделить жизнь от цели, поскольку для меня жизнь была одной вещью, а знание — другой, всё перепуталось и я обратился за поддержкой к традиции, утешению, самоудовлетворённости и удовлетворению. Если вы воспринимаете свет вашей цели, вы руководствуетесь им, как корабль маяком на тёмном берегу. Когда вы увидели это видение совершенства, та скрытая красота, которую нельзя объяснить в словах, которая за пределами интеллектуальных теорий и простого эмоционального возбуждения, станет действовать, как ваш вечный руководитель, она прольёт свой свет на ваш путь и каков бы ни был ваш опыт или недостаток опыта, вы достигнете. Достижение — не для немногих, но для всех, на какой бы стадии эволюции они ни находились. Вы сможете воспринять Возлюбленного, когда научитесь переводить обычные печали и удовольствия жизни в термины вечной истины. Если вы можете интерпретировать весь опыт в свете своей цели, тогда вы станете едины с ней.

Поскольку я вечно, неразделимо объединён со своим Возлюбленным — который Возлюбленный всего, который вы сами — я хотел бы показать вам путь, поскольку вы находитесь в боли, в печали, в сомнении. Но я могу быть для вас лишь указательным знаком. Вас должны обладать силой своего собственного желания достигнуть. Вы должны стараться сами. Ваше желание должно прийти из самой вашей души. Это должно быть результатом вашего собственного опыта, поскольку только им вы достигнете.

Рассказывая вам о своём достижении, я не желаю создавать авторитета, поскольку если я создам авторитет в вашем уме, я уничтожу всё ваше собственное восприятие истины. Я хочу, чтобы вы вдыхали свежий воздух гор, но если вы ищете во мне авторитета, вы останетесь в своей тёмной долине ограничения. Для вас гораздо легче следовать и слепо поклоняться, чем понимать и таким образом становиться истинно свободными.

Пока я не мог отождествить себя с целью, которая есть Возлюбленный всего, которая — Источник и Конец всего, я не хотел говорить, что я нашёл, и найдя, стал Возлюбленным. Пока я не мог объединиться с вечным, я не мог передать истину другим; пока я не был уверен, что нашёл вечную цель, я не мог назвать себя Учителем. Теперь я нашёл, теперь я утвердил Возлюбленного в себе, теперь Возлюбленный — это я, и я мог бы дать вам истину — не так, чтобы она была воспринята как авторитет, но с пониманием. Не имеет значения, примете вы её или отвергнете. Когда цветок раскрывается и издаёт свой запах, он не заботится о том, восхитится ли прохожий его ароматом.

Я нарисовал свою картину на холсте и хочу, чтобы вы исследовали её критически, а не слепо. Я хочу, чтобы по причине этой картины вы создали новую, для себя. Я хочу, чтобы полюбили картину, не художника, полюбили истину, а не того, кто её приносит. Полюбите себя и тогда вы полюбите всех.


Я хочу быть вашим товарищем в свежести бриза

Чтобы достичь освобождения, нет необходимости присоединяться к какой-либо организации или религии, потому что они ослепляют, ограничивают, они держат вас в определённой форме поклонения и веры. Если вы жаждете свободы, вы будете бороться, как я боролся, против любого вида авторитета, поскольку авторитет есть противоположность духовности.

Если бы я сегодня использовал силу авторитета и вы приняли бы мой авторитет, это бы не сделало вас свободными — вы бы просто следовали свободе другого. Следуя свободе другого, вы ещё крепче привязываете себя к колесу ограничения. Не позволяйте вашему уму или вашему сердцу быть привязанными к чему-либо или кому-либо. Если вы сделаете это, вы установите ещё одну религию, ещё один храм. Разрушая один набор верований, вы установите другой. Я же борюсь против всех традиций, которые связывают, всякого поклонения, которое сужает, всякого следования, которое разрушает сердце. Если вы найдёте ту свободу, к которой мне хотелось бы указать путь, вы начнёте, как и я начал, находится в состоянии бунта, во внутреннем разногласии со всем вокруг вас. Вы часто используете фразу «мы будем слушаться наших лидеров». Кто же ваши лидеры? Я никогда не хотел быть лидером. Я никогда не хотел обладать авторитетом. Я хочу, чтобы вы стали своими собственными лидерами.

Жизнь проста и великолепна, прекрасна и божественна, но вы хотите всю красоту и свежесть восхода и тихой ночи захватить и держать в узком круге для поклонения. Спуститесь на вечерний морской берег, когда дует свежий бриз, все травинки в движении, песчинки летают вокруг, деревья качают своими ветвями, и волны моря разбиваются одна за другой. Вы хотите собрать и заключить всю эту красоту в узкий храм. Вам не потребуется никаких верований, чтобы жить благородно. А сейчас вы говорите: «я должен поклоняться богам, совершат ритуалы, посещать храмы, я должен следовать этому и делать то». Это вечное «должен». Такой способ жизни — вовсе не жизнь.

Что бы вы ни делали, не создавайте ещё один храм вокруг меня: я не буду удерживаться внутри него. Я хочу быть вашим компаньоном в свежести бриза. Я хочу освободить вас от ваших собственных ограничений, поддержать в вас ваше собственное созидание, индивидуальное совершенствование, индивидуальную уникальность. Я может быть очищено и действительно превзойдено только когда оно развило свою собственную уникальность совершенствования; а не когда оно удерживается в ограничениях, связано традициями, формами, и всеми излишними прибамбасами, которые вы считаете такими важными для вашего благоденствия.

Я помню историю, написанную одним норвежцем — герой этого рассказа в поисках свободы и счастья присоединялся к одной религии за другой и поклонялся одному богу за другим, совершал одну церемонию за другой, и всё же не мог найти, что искал. Со временем он стал буддистом, отбросил своё физическое тело и вступил в нирвану. Он вступает в нирвану книг и видит там всех богов всех религий, сидящими и разговаривающими друг с другом. Они предложили ему вакантное сиденье. Этот герой представляется пламенем, но это пламя не хочет быть захваченным, и пока все боги пытаются поймать его, он исчезает. Боги не могут следовать за ним, потому что даже боги сами привязаны.

Не будьте привязанными ко мне или к кому-либо. Счастье внутри вас.

Я решил сам найти смысл жизни и я нашёл его без помощи авторитета другого. Я вступил в это море освобождения и счастья, в котором нет ограничения или отрицания, потому что это осуществление жизни.

Поскольку после своего длительного путешествия к достижению и совершенству я достиг этого совершенства и утвердил его в своём сердце, и поскольку мой ум спокоен и вечно освобождён в пламени, я хотел бы наделить этим пониманием всех.