Около семи столетий назад в Тибете возникла школа, учения которой имеют много параллелей с теософией. Это школа Джонангпа. Подобно теософии, пытавшейся восстановить учения "религии древнего и доисторического мира, имевшей повсеместное распространение" [1], она пыталась восстановить учения прошедшего золотого века. Подобно теософии, которая в качестве первого своего фундаментального положения учит существованию "вездесущего, вечного, безграничного и неизменного начала, никакие умозрения о котором невозможны, поскольку оно превосходит способности человеческого мышления" [2], она тоже учит о постоянном, устойчивом, недвижимом и вечном начале, лишённом всего, кроме его самого, или "пустого от иного" (gzhan stong), а потому превосходящего даже тончайшие умозрения или концепции. И подобно теософии, она преследовалась ортодоксами.
Учениям школы Джонангпа положил начало Юмо Микйо Дордже (yu mo mi bskyod rdo rje), йог XI—XII веков. Он был учеником Саманатхи, кашмирского пандита, знатока санскрита и учителя калачакры, который перевёл на тибетский великий комментарий к калачакре Вимала-прабха. Говорят, что Юмо получил учения Джонангпы, когда практиковал шестичленную йогу калачакры в западном Тибете, в районе горы Кайласа. Эти учения включают в себя в первую очередь передачу калачакры и доктрину о "пустотности от иного", или шентонг (gzhan stong). Юмо толковал их как "тайную доктрину", или дхарму (lkog pa'i chos) [3], однако не записывал эти учения, так что мы не получили от него книги, озаглавленной "Тайная доктрина", подобно данной нам Е. П. Блаватской. Задача письменного изложения этих учений досталась его преемнику, Долпопе.
Долпопа (1292-1361), имя которого пишется также Долбупа, получил эти учения об "пустом от иного" (шентонг) устно и изложил их в своей самой знаменитой книге "Горная дхарма — океан конечного смысла" (ri chos nges don rgya mtsho). Эти учения называют "доктриной сердца", и Долпопа описывает свою книгу как "Светоч доктрины сердца" [4].
О доктрине сердца Блаватская заявляет: "Всякому, кто изучал буддийский эзотеризм, термин "мистерия глаза" покажет отсутствие всякого эзотеризма. Если бы на этом месте стояло слово "сердце", тогда бы выражение означало именно то, на что оно пока что только лишь притязает. "Доктрина глаза" означает догму и мёртвую букву, церковный ритуализм, предназначенный для тех, кто довольствуется экзотерическими формулировками. Единственно реальной является лишь "доктрина сердца" или "печать сердца" (sin yin) [5].
Долпопа написал и другую знаменитую книгу, "Четвёртый совет" (bka' bsdus bzhi pa), которая даёт соотношение между четырьмя югами и упадком Дхармы. В золотом веке (крита-юга) учения священного буддийского канона понимались верно, но это понимание постепенно терялось с наступлением трета-юги, двапара-юги, и наконец, кали-юги (тёмного века). Таким образом, многие буддийские авторы последующих веков, уже не располагавшие истинным пониманием, писали комментарии, которые не разъясняют учение правильно. Целью Долпопы было восстановить верное воззрение таким, каким оно было в золотом веке. Потому он называет учение Джонангпа "традицией золотого века" (rdzogs ldan lugs) [6].
В статье "Тибетские учения" тибетский корреспондент Е. П. Блаватской соглашается, что у тибетского буддийского канона есть два смысла, и что многие буддийские комментаторы истинного смысла не поняли:
"Несомненно, даже тибетские и китайские писания, так называемые стандартные труды Китая и Японии, некоторые из которых написаны нашими наиболее учеными авторами, многие из которых (поскольку они не были посвященными, хотя и были искренни и набожны) истолковывали то, что сами никогда правильно не понимали, содержат массу мифологического и легендарного материала, больше подходящего для детских сказок, чем для толкования Религии Мудрости, как она была проповедана Спасителем мира. Но в каноне ничего подобного не найти. ... Там нет выдумок, а лишь сведения для последующих поколений, которые смогут в своё время обрести ключ для их правильного прочтения." [7].
Книги Долпопы в XVII веке были запрещены и стали чрезвычайно редкими. В 70-80-х годах некоторые из них были разысканы и переизданы. В 1990 г. Мэтью Капстайн посетил самый восточный район Тибета (теперь территория Китая), где оставались монастыри Джонангпа, и раздобыл для Библиотеки Конгресса полное собрание трудов Долпопы. Они были переизданы в Дели в 1992 г.
Учения школы Джонангпа основываются главным образом на калачакре и трудах Майтрейи. В другом месте я уже давал свидетельства, соединяющие книгу Дзиан, на которой основана "Тайная доктрина", с утрерянной "Мула Калачакра тантрой" [8]. Книгу Дзиан с трудами Майтрейи также связывает одно важное высказывание из письма Блаватской Синнетту:
"Я окончила необычайно большую вводную главу, или Пролог, называйте это как хотите, чтобы показать читателю, что текст, каждый раздел которого я предварила переводом из книги Дзиан и тайной книги будды Майтрейи "Champai chhos Nga" (в прозе, а не пять книг в стихах, которые лишь подмена) — не выдумка."
Здесь Блаватская ссылается на тайную книгу Майтрейи в противопоставление пяти известным книгам. Стоит заметить, что в Тибет из Индии пришли две школы толкования трудов Майтрейи — доктринальная или аналитическая, толкование которой ещё в ходу, и медитативная, или практическая школа, которую считают исчезнувшей несколько столетий назад. Согласно Леонарду ван дер Куайпу, эта школа не исчезла совсем, но скорее стала основой учений Джонангпы:
"Будущие исследования могут показать две вещи. Во-первых, предшественницей так называемого воззрения Джонангпы была медитативная, практическая школа, которая выросла вокруг учения Майтрейи. Со временем к основному корпусу текстов, на которых основывалась эта традиция, были добавлены и другие тексты, выражавшие подобные идеи. Во-вторых, можно показать, что усилия Долпопы можно охарактеризовать как попытку придать "медитативной школе" вид, соответствующий нормативной методологии "аналитической школы". [10]
Та самая книга Майтрейи, на которой основывается главная доктрина Джонангпы о "пустотности от иного" (шентонг) — это "Ратна-готра-вибхага", также известная как "Уттара-тантра". Эта книга содержит синтез учения о татхагата-гарбхе, или зародыше будды. Это учение о природе будды, которая есть у всех людей, настолько отличалось от других буддийских учений, что буддийские авторы расходились в его классификации. В Тибете одними авторами оно было отнесено к учению мадхьямики, а другими — к йогачаре, хотя оно не вполне подходило ни к той, ни к другой категории. Ранний китайский автор Фа Цан (643-712) отнёс его к собственной отдельной категории, помимо общепринятых хинаяны, мадхьямики и йогачары [11]. Аналогично Е. П. Блаватская говорит о седьмой даршане (школе) индийской философии, существующей за пределами шести общепринятых — эзотерической школе:
"Шесть великих школ индийской философии можно рассматривать как шесть принципов единого тела Мудрости, где "гнозис", скрытое знание — седьмой" [12].
Махатма К. Х. говорит о семи великих тайнах буддийской метафизики:
"В связи с этим, раз вы, по-видимому, так заинтересованы этой темой, позвольте сначала сказать вам, что вы не можете сделать ничего лучше, чем насколько возможно основательно изучить две доктрины — кармы и нирваны. Пока вы не освоитесь в совершенстве с этими двумя принципами, являющими двойной ключ к метафизике Абхидхармы, вы всегда будете в открытом море, стараясь понять остальное. Мы имеем несколько видов кармы и нирваны в их разнообразном приложении — ко Вселенной, миру, дэвам, буддам, бодхисаттвам, людям и животным, второй заключает в себе свои семь царств. Карма и нирвана — это только две из семи великих тайн буддийской метафизики; и только четыре из семи известны лучшим ориенталистам, и то очень несовершенно." [13]
"Ратна-готра-вибхага" Майтрейи, источник учения о татхагата-гарбхе или будда-природе, открывается перечислением семи ваджрных тем. Ваджра означает алмаз, и в комментарии Арьясанги даётся аналогия — как трудно проникнуть в алмаз, так же трудно понять и эти темы. Вот открывающий стих:
"Будда, учение (дхарма), братство (гана или сангха), элемент (дхату), просветление (бодхи или нирвана), благие качества (гуна), и наконец, будда-действие (карма) — эти семь тем, подобных алмазу (ваджра-пада), вкратце и составляют весь текст".
Дхату, возможно, ключевой термин в "Ратна-готра-вибхаге". Его основное значение — элемент (по Хукхэму), а также зародыш (буддства) (по Обермиллеру), сущность (будды) (по Такасаки), и будда-природа (по Холмсу). У каждой из семи ваджрапад есть относительный (самвритти) и предельный (парамартха) аспект [14]. Дхату в скрытом состоянии называется татхагата-гарбха, а в раскрытом — дхармакая [15].
Этот текст даёт семь ваджрных тем с точки зрения недвойственной мудрости (джняны). Иными словами, он даёт их в форме, не очень доступной для ума. Так что читатели не должны ожидать, что найдут в этом тексте семь великих тайн ясно изложенными для них. Ведь как говорит Блаватская относительно одной из переведённых ею станц книги Дзиан, "язык её понятен лишь тому, кто вполне сведущ в восточных аллегориях и её намеренно тёмной фразеологии" [16]. Однако, некоторые из этих семи тем, такие как карма, даются в более доступной форме (то есть с точки зрения праджни) в труде, входящем в стандартный курс монашеского обучения — "Абхидхармакоше" Васубандху [17].
Ключевым термином в Ратна-готра-вибхаге Майтрейи является дхату, или элемент. Он описан в следующем важном стихе:
"Он нерождённый, неумирающий, неуязвимый и нестареющий, ибо он постоянен (нитья, rtag-pa), устойчив (дхрува, brtan-pa), недвижим (шива, zhi-ba), и вечен (сасвата, gyung-drung). (Ратна-готра-вибхага или Уттара-тантра, стих 80).
Как уже было замечено ранее, этот единый элемент, или дхату, может быть назван татхагата-гарбхой или будда-природой, когда он скрыт, и дхармакаей (телом закона), когда не скрыт. Этот единый элемент является ключевой концепцией и в теософическом учении. Как говорится в "Письмах махатм",
"... вы должны помнить, а) что в природе мы признаём лишь единый элемент (духовный либо материальный), вне которого не может быть природы, ибо он есть сама Природа, и который, как акаша, проникает нашу солнечную систему; каждый атом, будучи частью её, наполняет пространство и есть фактически само пространство... б) что, следовательно, дух и материя едины, будучи лишь разными состояниями, но не сущностями, ... и в) что наши понятия о "космической материи" диаметрально противоположны представлениям западной науки. Может быть, если вы запомните всё это, нам удастся передать вам хотя бы элементарные аксиомы нашей эзотерической философии более точно, нежели раньше." [18]
"Да, как я уже описал в своем письме, есть лишь единый элемент, и невозможно понять нашу систему, пока верное представление о нём не утвердится в уме. Поэтому вы должны извинить меня, если я останавливаюсь на этом предмете дольше, чем это кажется в действительности необходимым. Но пока этот великий первичный факт не будет твёрдо усвоен, всё остальное будет казаться непонятным. Итак, этот элемент является, говоря метафизически, единым субстратом или постоянной причиной всех проявлений в феноменальном мире." [19]
"Мы скажем — есть и останется навсегда доказанным, что раз движение всепроникающе, а абсолютный покой немыслим, то под какой бы формой или видом ни проявлялось движение, будь то свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество, всё это лишь фазы Единой, той же самой мировой всемогущей Силы, Протея, перед которым они тоже склоняются, как перед Великим Неизвестным (см. Герберта Спенсера), а мы просто называем "Единою Жизнью", "Единым Законом", и "Единым Элементом"." [20]
Последние три эпитета, "единая жизнь", "единый закон", и "единый элемент" вполне соответствуют терминам Ратна-готра-вибхаги татхагата-гарбха, дхарамакая и дхату.
Учение Джонангпы о постоянном, устойчивом, недвижимом и вечном дхату, или татхагата-гарбхе и дхармакае, "пустой от иного" (шентонг), а потому — полностью за пределами досягаемости мысли, по-видимому и критиковалось Цонкапой, основателем Гелугпы, или "желтошапочной" школы. Одной из самых его известных книг является "Legs bshad snying po", или "Суть истинного красноречия", написанная им после возвращения из опыта высочайшего просветления, и потому считающаяся излагающей его окончательное постижение [21]. Хотя он никогда не упоминает имён, приверженцы Гелугпы считают предметом большой части его критики именно учения Джонагпы и Долпопу. Цонкапа (1357-1419) жил сразу после Долпопы (1292-1361). Эта критика представляет для теософов большую важность, поскольку Долпопа, очевидно, учил первому фундаментальному положению "Тайной доктрины", а Цонкапа, по-видимому, его опровергает; и тем не менее Цонкапа считается у теософов "реформатором как эзотерического, так и простонародного ламаизма" [22] и "основателем школы Гелугпа и мистического братства, связанного с её руководителями" [23], а также "тайной школы вблизи Шигадзе при личной обители таши-ламы" [24].
Касаемо этого вопроса мы можем сравнить комментарии брахмана-теософа по поводу в чём-то аналогичной ситуации, имевшей место между Буддой и Шанкарачарьей, памятуя, что по теософическим источникам смерть Будды имела место в 543 г. до н. э., а рождение Шанкарачарьи последовало вскоре за этим, в 510 г. до н. э.
"Движение Господа Будды произвело в этой стране огромную путаницу, как вы можете себе представить, и великим философом, взявшим на себя задачу восстановления порядка, был Шанкарачарья. Он сохранил суть сказанного Буддой и изложил это подходяще для людей того времени. Например, он поставил Парабрахман веданты на место буддийского Ничто. ... Целью нашего великого реформатора было не учить какой-либо эзотерической науке, а лишь восстановить порядок в стране, которая не отважилась усвоить истину, которой учил Господь Будда, и потому впала в замешательство. Поэтому он и не трактовал вещи каким-либо пураническим путём, то есть прослеживая действие космического закона, вызвавшего всё это удивительное разнообразие проявления из единой непроявленности. То, что мир — иллюзия, а реален один лишь Парабрахман — это хорошее укрытие, в котором можно найти прибежище в тех условиях, когда для внесения ясности потребовалось бы открыть эзотерические истины. ... Заметьте здесь, друзья мои, как великий философ избегает выдачи эзотерической истины, которая лишь одна служит объединяющей силой при примирении очевидных противоречий в древних писаниях. Этот учитель хотел лишь запечатлеть в умах учеников, что вселенная едина в своей сущности и с виду множественна в своём проявлении. В этом была своя доля зловредного эффекта, произведённого на умы изучающих — по крайней мере теперешних. Огромное большинство изучающих веданту извлекают из своего учения одну лишь словесную увёртку: "Парабрахман — истина, а всё — иллюзия". Я не хочу сейчас углубляться в цветистые обвинения в адрес наших бедных ведантистов, но скажу несколько полезных вещей, которые смогут послужить руководством в вашем изучении Бхагавад-гиты с позиции древних яджников. Для этих философов природа — не иллюзия, а вечная почва эволюции, бесконечного единого бытия, которое, проникая каждую точку в бесконечности пространства или находясь в сердце всего, старается приобрести всё более и более живое сознание собственных идеальных жизненных процессов. Это сердце вселенной, существуя повсюду в ней, называлось ими вечным яджняпурушей, или пурушей, лежащим в основе всех космических проявлений." [25]
Цонкапа при переживании своего высшего просветления должен был достичь полного прозрения действия двенадцатизвенной цепи причинности и увидеть будущие последствия любых учений, которые он мог дать. Ведь по описанию Е. П. Блаватской, буддийское просветление — это "достижение высшего совершенства, которое позволяет посвящённому помнить весь ряд его прошлых жизней, а также предвидеть ряд будущих благодаря полному развитию своего внутреннего, божественного ока, и приобретать знание, открывающее причины* вечно повторяющихся циклов существования..." [26]
__________
* Двенацдцать нидан, по-тибетски rten-brel bcu-gnyis, основанные на
четырёх истинах — прим. Е. П. Б.
Таким образом, Цонкапа вполне мог счесть за лучшее давать публично те учения, которые согласно его прозрениям оказались бы наиболее действенными, лучше всего отвечая духовным потребностям его будущих последователей, в то же время скрывая свои эзотерические учения от глаз публики. Его публичные учения действительно радикально преобразовали тибетский буддизм, и их уместно сравнили с произведшим революцию учением Коперника, когда европейцы открыли, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот [27]. О его взглядах на эзотерические учения тибетский корреспондент Е. П. Блаватской сообщает следующее:
"Наш почитаемый во всем мире Цонкапа, завершая свой пятый Дангаг, напоминает нам, что "каждая священная истина, которую невежда не может увидеть в истинном свете, должна быть сокрыта в тройной оболочке подобно черепахе, которая прячет свою голову в свой панцирь; её лицо следует показывать лишь тем, кто хочет обрести состояние ануттара самьяк самбодхи, чьё сердце наиболее сострадательно и просвещено"." [28]
Ещё один в чём-то похожий пример, относящийся уже к нашему времени, можно усмотреть в ситуации с Еленой Петровной Блаватской (1831-1891), основательницей Теософического Общества, и Джидду Кришнамурти (1895-1986), который покинул его в 1929 г. и провёл остаток своей жизни, проповедуя, что люди не должны полагаться на авторитет. Но выступая перед теософами, он не отвергал теософическое учение, а лишь отрицал способность Теософического Общества и верований, принятых теософами на основании авторитета, вести к истине. Он учил, что нельзя прийти к истине через какую-либо организацию или веру. Но для большинства своих сегодняшних последователей он опроверг также и учения теософии — такие как о вездесущем, вечном, безграничном и неизменном принципе, который превосходит способности человеческого представления, — подобно тому, как Цонкапа для приверженцев своей школы Гелугпа опроверг учение Джонангпы о постоянном, устойчивом, недвижимом и вечном дхату, или татхагата-гарбхе и дхармакае, лишённой всего, кроме себя, и тем превосходящей даже самую тончайшую концептуализацию.
1. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. I, Введение.
2. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. I, Пролог.
3. "The Jo nan pas: A School of Buddhist Ontologists According to the Grub mtha' sel gyi me lon", by D. S. Ruegg, Journal of the American Oriental Society, vol. 83, 1963, p. 83.
4. The Buddha Within: Tathagatagarbha Doctrine According to the Shentong Interpretation of the Ratnagotravibhaga, by S. K Hookham, Albany: State University of New York Press, 1991, p. 142.
5. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. III, "Тайна Будды", Отдел LI.
6. The 'Dzam-thang Edition of the Collected Works of Kun-mkhyen Dol-po-pa Shes-rab Rgyal-mtshan: Introduction and Catalogue, by Matthew Kapstein, Delhi: Shedrup Books, 1992, p. 51.
7. Е. П. Блаватская, "Тибетские учения" (в сб. "Скрижали кармы", М., 1995). H.P. Blavatsky Collected Writings, vol. VI, 1954; 2nd ed., Wheaton, Illinois: Theosophical Publishing House, 1975, p. 100.
8. David Reigle, "New Light on the Book of Dzyan", in Symposium on H.P. Blavatsky's Secret Doctrine ... Proceedings, San Diego: Wizards Bookshelf, 1984, pp. 54-67.
9. Е. П. Блаватская. Письма А. П. Синнетту (письмо 80), М., 1997. The Letters of H.P. Blavatsky to A. P. Sinnett, 1925; reprint, Pasadena: Theosophical University Press, 1973, p. 195.
10. Contributions to the Development of Tibetan Buddhist Epistemology, by Leonard W.J. van der Kuijp, Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1983, p. 44.
11. The Awakening of Faith, trans. Yoshito S. Hakeda, New York and London: Columbia University Press, 1967, (Йосито Хакэда, перевод [Трактата о] пробуждении веры [в махаяну]) с. 14: "Во введении в свой комментарий к трактату о Пробуждении веры, Фа Цан сделал попытку классифицировать весь индийский буддизм, распределив его по следующим категориям: 1) хинаяна; 2) мадхьямика; 3) йогачара; 4) татхагатагарбха."
12. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. I, станца VII, Итог, Три мира.
13. "Письма махатм", письмо №70.
14. "The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation," by E. Obermiller, Acta Orientalia, vol. IX, 1931; reprinted as Uttaratantra or Ratnagotravibhaga, Talent, Oregon: Canon Publications, 1984, p. 111.
15. The Buddha Within: Tathagatagartha Doctrine According to the Shentong lnterpretation of the Ratnagotravibhaga, by S. K. Hookham, p. 93.
16. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. I, станца V.
17. Абхидхармакоша существует на русском языке в переводе Б. В. Семичова и М. Г. Брянского, Улан-Удэ. О карме говорится в гл. 4.
18. "Письма махатм", письмо №64.
19. "Письма махатм", письмо №66.
20. "Письма махатм", письмо №92.
21. English translation by Robert A. F. Thurman as Tsong Khapa's Speech of Gold in the Essence of True Eloquence: Reason and Enlightenment in the Central Philosophy of Tibet, Princeton: Princeton University Press, 1984.
22. "Письма махатм", письмо №15.
23. Е. П. Блаватская, "Теософический словарь", статья "Цонкапа".
24. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. III, "Тайна Будды", Отдел XLVIII.
25. Датировку см: Five Years of Theosophy, [edited by George Robert Stow Mead], 1885; second and revised edition, London: Theosophical Publishing Society, 1894, pp. 195, 236. Приведённая цитата — из анонимного сочинения "Thoughts on Bagavad Gita", by A Brahmin F.T.S., 1893.
26. Е. П. Блаватская, "Тайная доктрина", т. III, "Тайна Будды", Отдел L.
27. Contributions to the Development of Tibetan Buddhist Epistemology, by Leonard W.J. van der Kuijp, p. 45: "Я не думаю, что будет преувеличением полагать, что совершённое Цонкапой в тибетском буддизме нисколько не уступало по масштабам "революции Коперника", и значение его новой интерпретации индийского буддизма невозможно переоценить, особенно учитывая дальнейшее развитие тибетского буддизма".
28. Е. П. Блаватская, "Тибетские учения".
29. Мэри Латьенс, "Жизнь и смерть Кришнамурти". "Истина — страна без натоптанных путей, и к ней нельзя приблизиться какой-либо дорогой — ни через какую-либо религию, ни через какую-либо организацию, догму, священника, или ритуал, философское знание или психологическую технику."
Перевод K. Z.
К заглавной странице по теософии